Сидя в офисе туристической фирмы многие из нас задумывались, какая это, наверное, интересная и увлекательная профессия - турменеджер. Они могут увидеть мир, причем выбирая самые выгодные поездки, а то и отправляясь в путешествие за счет своей фирмы, чтобы наладить отношения с иностранными коллегами, а заодно и отдохнуть там же.
Чем отличается турменеджер от сотрудника туроператора? Грубо говоря, турменеджер - это сотрудник, который имеет дело с розничными продажами и конечным клиентом, а сотрудник туроператора - это «оптовый» сотрудник, который работает с турфирмами, продавая им пакеты туристических путёвок.
Работать в этой сфере действительно очень интересно, особенно тем, кто неравнодушен к мировым достопримечательностям и зарубежному отдыху. Но здесь есть и свои подводные камни, и работа туристического менеджера не такая лёгкая, как может показаться.
Профессия эта давно обросла мифами, некоторые из которых мы сейчас попробуем развеять.
Популярное заблуждение №1. Работа турагента предполагает поездки в разные страны за счет фирмы
Многим кажется, что специаисты по туризму отдыхают больше остальных работников офисов.однако это не так, их отпуск также ограничивается одним месяцем в году. Конечно, у них больше возможностей грамотно и выгодно спланировать свой отпуск, и загорать в итоге не у себя на даче, а в разных уголках планеты. Однако отдыхают все менеджеры исключительно на свои деньги, турфирма может дать своим сотрудникам некоторую скидку, но это скорее исключение.
При этом большинство менеджеров не забывают на отдыхе про работу и тратят весомую часть своего времени на изучение отелей, ресторанов, пляжей и достопримечательностей. Не забывая обращать внимание на качество еды и обслуживание.
Всем турагентам и менеджрам, которые недавно работают в этой сфере, хочется попасть в рекламный тур, которые организовывают крупные туроператоры до открытия сезона, в это время отдыхающих очень мало. Но подобный отдых - скорее всё же работа, и большие чемоданы одежды и разных пляжных принадлежностей остаются нераспакованными до конца такого «отдыха». Слишком плотный график работы в рекламных турах не даёт отдохнуть полноценно и расслабиться на лежаке под солнышком - это занятие заменяют бесконечные походы по отелям и ресторанам в целях изучения рынка услуг в данной точке отдыха.
Впрочем, русские работники умудряются отдохнуть и ночью, сходить на шоппинг или в клуб, благо на тусовочных курортах жизнь идёт полным ходом даже ночью.
Популярное заблуждение №2. Менеджер по туризму должен иметь высшее образование по специальности
Частое заблуждение. Практика показывает, что множество менеджеров по туризму работают и весьма успешно, не имея соответствующего профильного образования. В этой работе больше ценится желание много знать и личное обаяние. В конце концов успешность сотрудника будет измеряться количеством проданных путёвок и постоянных клиентов.
Хотя иметь образование в сфере туризма желательно. Специализация «Сервис и туризм» есть почти во всех гуманитарных вузах. Реальную пользу образование в сфере туризма может принести, только если профильные предметы будут вести преподаватели, имеющие практические навыки в области - например, директора туристических фирм.
Популярное заблуждение №3. Работа турменеджера - лёгкая и непыльная
Работа турспециалиста имеет две стороны медали, с одной стороны украшенный цветами «фасад» - с другой тяжелая активная работа.
Если работа идёт гладко и у клиентов удаётся отдых, то все рады и с поездок вам везут сувениры, но если рейс задержан или ещё что-то случилось в дороге, то все проблемы должен решать менеджер по туризму. Работа эта в общем требует колоссальной стрессоучтойчивости, когда время поджимает, а какой-то процесс идёт слишком медленно и на него невозможно повлиять, а тут и клиенты, и начальство, то волей неволей приходит мысль, что «лучше бы работать где-нибудь в другом месте».
Турменеджер должен держать руку на пульсе и хорошо понимать потребности клиентов, подбирая самые удачные варианты конкретно под каждого клиента. Каждый день появляются новые предложения, из них нужно выбрать лучшее, не упустив такие важные детали, как варианты питания и экологичность пляжа.
Популярное заблуждение №4. Вне туристических сезонов у менеджеров особенно мало работы
Такая ситуация наблюдалась в этой области нескольо лет назад. Сегодня путешественники более грамотные и опытные, поэтому выбирают то, что им хочется на данный момент и часто намного заранее предполагаемой даты отправки в путешествие. Люди больше путешествуют, выбирают путёвки подороже, отели звездой повыше, а страны подальше. Пресытившись привычными для нас уже странами Турцией и Египтом наши соотечественники отправляются на Кубу и Вьетнам. И всё это в любое время года!
К тому же у туристических фирм есть свои тактики, соответственно которым они закупают и бронируются поездки и места в отелях и транспорте задолго до начала туристического сезона. Кстати говоря, именно из-за этого появилось явление «горячие туры» - это остатки заранее купленных путёвок, «срок годности» которых скоро истекает.