Как изготавливают каркасы
Алюминиевые каркасы выпускают очень давно, поэтому технология их изготовления простая и надёжная, она полностью автоматизирована, обкатана и испытана десятилетиями: в производстве таких каркасов применяют бесшовные алюминиевые трубки, вытянутые из жидкого металла.
Трубки из стеклопластика производят несколькими способами:
1. Метод экструдирования: из однородной массы пропитанного связующим веществом однонаправленного стекловолокна через специальный фильтр выдавливаются трубки какой угодно длины, таким образом можно сформировать трубки различных диаметров и длин для любой конструкции. Полный процесс описывать, я думаю, не нужно - суть ясна. Метод похож на производство макарон.
2. Метод намотки: на стальную вращающуюся оправку наматывается один или несколько слоёв пропитанного связующим веществом стекловолокна, которое впоследствии отвердевает и снимается с оправки. При производстве труб таким методом используется рабочая сила, а человеческий фактор, как правило, ведет к увеличению расходного материала (в результате появления браков), стоимости и отклонению от заданных требований к изделию.
Результаты сравнения стеклопластиковых и алюминиевых каркасов
Зная, каким образом производятся каркасы и из чего, можно провести их сравнительную характеристику по ряду параметров.
Деформируемость:
Сам алюминий намного мягче стеклопластика, но готовая каркасная конструкция ведёт себя несколько иначе. Алюминиевая конструкция менее подвержена деформациям при внешних механических воздействиях, чем аналогичная из стеклопластика. По этому параметру каркасы из различных видов стеклопластика отличаются друг от друга мало. Малая деформируемость важна в палатках при возникновении различных природных воздействий (ветер, снег). Следующее качество важно при перевозке и хранении палаток в сложенном виде.
Упругость:
Стеклопластиковый каркас абсолютно не имеет остаточной деформации, они идеально держат и восстанавливают после деформаций форму. С другой стороны они могут трескаться вдоль при сильных ударах и не переносят перепады температуры.
Алюминиевые трубки сломать не так просто, но они часто обладают остаточной деформацией - могут согнуться при сильном внешнем воздействии.
Надёжность готовой конструкции:
Несмотря на различие материалов, все каркасы имеют одинаковую надёжность, т.к. проектируются по сходным схемам. Могут возникнуть лишь проблемы с деталями каркасов. Алюминиевые трубки практически не изменяются со временем, если на них не было приложено разрушительное воздействие. А вот связующее вещество стеклопластика со временем изменяет свои свойства, и стеклопластик начинает стареть - размягчается, покрывается царапинами и изгибами. Каркасы из стеклопластика рекомендуется использовать в таких случаях, когда есть возможность при необходимости заменить часть деталей. При этом выпуск деталей из стеклопластика производится с учетом высокой изнашиваемости материала.
Физические характеристики:
При прочих равных условиях алюминиевая трубка имеет больший вес, чем трубка из стеклопластика. Причем, чем жёстче стеклопластик, тем больше разница в весе. Значительная разница в весе (почти в 2 раза) объясняется стремлением инженеров сделать трубку из стеклопластика такой же прочной, как алюминиевая. Значит, чтобы донести до места ночлега палатку из алюминия, придётся приложить больше усилий, чем для палатки с каркасом из стеклопластика.
Объём каркаса в сложенном состоянии:
Объём в любом случае зависит от толщины трубок и их количества. Размер алюминиевых трубок и трубок из стеклопластика, созданных методом экструдирования, одинаковый и готовые палатки занимают одинаковое пространство. Трубки, созданные методом намотки стекловолокна на оправки, имеют больший объём, соответственно занимают больше места в собранном виде.
Ремонтируемость:
Поломанные алюминиевые трубки можно ремонтировать прямо на месте происшествия, если есть необходимые инструменты, а ремонт трубок из стеклопластика требует больше условий и материалов. При этом в любом случае на место слома накладывается муфта из алюминия. Стеклопластик для ремонта не используется.