Карта сайта

Баштур | Туризм Башкортостана
Поиск по сайту
ПОИСК ТУРОВ
Из города
Тип тура
Страна
Цена
от   до
горящие предложения
Подписка на рассылки

НОВЫЕ ФОТО


Статьи

Экскурсии по Уфе с фотосессией
Экскурсия по Уфе Есть такой город Уфа в России. Вроде на первый взгляд ничем непримечателен. Но как вы узнаете, насколько он красив, если не посетите его хотя бы один раз? Уфа – столица...
Испания - горячая страна для активного отдыха
Одной из крупнейших европейских стран является Испания. Ее культурные особенности притягивают многих туристов, в том числе и туристов из стран СНГ, о чем они, как правило, узнают из ресурсов типа...

 

 

Маршруты выходного дня. Окрестности Бирска и Благовещенска в Республике Башкортостан

Маршруты выходного дня. Окрестности Бирска и Благовещенска в Республике Башкортостан. Недалеко от города Бирск находится так называемый Десяткинский порог (по названию близлежащей деревни Десяткино). Места там чудные. Невысокие горы, долины рек, среди которых особенно живописна извилистая речушка Бирь.

    Порог находится недалеко от шоссе, поэтому добраться до него не представляет большой сложности. Вода в реке Бирь и в районе порога  на момент нашего посещения в середине октября 2012 года была необыкновенно прозрачной тёмно синего или стального цвета. Порог представляет собой двухступенчатый слив воды с перепадом около двух метров. Его происхождение мне неизвестно, но, по всей видимости, естественное, т. к.  признаков искусственного вмешательсва замечено не было. Прекрасное место для пикника и ночёвки на лоне приоды.
    Далее мы направились в сторону деревни Малосухоязово, где местные жители подсказали нам, как проехать к солёным источникам у реки Чукуда (правый приток реки Бирь). Дорога в некоторых местах разбита большегрузными машинами, поэтому нам пришлось съехать на пологий склон горы и змейкой спуститься в долину реки Чукуда. Места здесь малолюдны, много лесных массивов и очень красиво.
    Выходы солёных и сероводородных вод из-под земли в Республике наблюдаются в разных местах. Самые известные находятся близ санатория Красноусольский в Гафурийском районе, по пути к Ледяной Аскинской пещере также встречается малосолёный источник.
    После солёных родников мы поехали в город Бирск через деревню Емашево. Там находится старинная православная церковь  Казанской Иконы Божией Матери (полуразрушена, не действует, год постройки 1886г.).
    Бирск — небольшой купеческий городок с обилием старинных построек (год основания 1781 год), ранее село Архангельское (с 1555 года). В Бирске есть железнодорожный вокзал, но нет железной дороги: здание построили, а дорогу так и не протянули, хотя и планировали.
    Очень красив вид с обрыва на долину реки Белой со смотровой площадки горы Соколок, что рядом с парком. На той стороне реки просматривается озеро Шамсутдин,  к нему через Белую наведёна разводная понтонная переправа, наподобие той, какая существовала в Уфе до строительства Оренбургского моста через реку Белая в районе Монумента Дружбы в 1957 году.
    Далее наш путь лежит ещё к одному солёному источнику, который по описаниям находится рядом с южной окраиной Бирска, недалеко от населённого пункта Никольский. Местные называют родник просто «Солёнка» (также в Соль-Илецке Оренбургской области местные называют своё знаменитое сильно солёное озеро). От Никольского нужно было спускаться на машине круто вниз в пойму реки Белой. К «Солёнке» от деревни вели две дороги. По словам «аборигенов» обе дороги плохие и в дождливую погоду не проезжаются. Я выбрал дорогу, спускавшуюся к реке с левой стороны деревни, если стоять лицом к Белой. Сначала ехать было можно, но вскоре начался крутой спуск с глубокой колеёй, для колёс оставались грунтовые выступы, больше похожие на толстые рельсы — одно неверное движение рулём, и можно сесть на мост (а у меня «ВАЗ» четырнадцатой модели). Перед спуском я вышел из машины и стал какое-то время размышлять над степенью риска. Пришёл к выводу, что рисковать в данном случае не стоит...
    Стали искать другую дорогу к реке, она обходила деревню с правой стороны и начиналась перед самым указателем названия населённого пункта.
Проехали какой-то родник пресной воды, где местные наполняли ёмкости и грузили их в машины. Далее дорога ухудшилась и начала спускаться круто вниз. Но всё же она выглядела надёжней, чем в случае с первой попыткой спуститься вниз.
    Мы уже почти съехали, как обнаружилось следующее препятствие: испаханный колёсами внедорожников грунт. На первый взгляд показалось, что здесь нам проехать не удастся. Однако прикинув, что к чему, я понял, где нужно проехать, чтобы с минимальным риском преодолеть преграду. Обошлось.
    Ещё метров триста по надпойменной террасе вверх по реке, и мы у цели. Рядом с родником сидел пьяный бомжеватого вида мужчина и пил не то водку, не то самогон из бутылки. Нам же он сообщил о том, что вода здесь целебная, и, мол, он тут ею «поправляет» здоровье. Мужик начал нести всякую ахинею, а мы тем временем осматривали выход на поверхность солёных источников.
    На обратном пути в упомянутом выше проблемном месте я немного побуксовал, но всё же выехал. На часах 17-00. Под Благовещенском есть пещера Абызовская, когда-то, лет пятнадцать назад, я в ней бывал. Неплохо бы вновь посетить её, может быть, пригодиться для работы. Но сегодня уже не успеем, пора возвращаться в Уфу.
    
    В один из следующих выходных я и мой напарник по работе Наиль поехали искать Абызовскую пещеру. На этот раз на его Reno Symbol. От Уфы до Благовещенска рукой подать. После деревушки Щепное нужно не прозевать поворот налево перед самым Благовещенском.
    После сворота хорошая асфальтированная дорога повела вниз к реке. По моим данным пещера находится рядом с озером Абызово (старица реки Белой), в скальнике, который тянется почти вдоль всего озера, имеющего вытянутую форму. Из-за расквашенной после дождей дороги заехать снизу не удалось. Карта показывала, что к озеру можно подобраться и другой дорогой, через сады. Для этого с асфальтированной дороги нужно свернуть налево, на грунтово-щебёночную дорогу, она и ведёт в сады. Ориентиром может служить огромная труба Благовещенского завода, поравнявшись с которой, нужно искать съезд влево.
    Дорога до садов достаточно разбита, но ехать можно, тем более это не занимает много времени. В середине коллективного сада имеется хорошая асфальтированная автостоянка. Оказалось, что до озера нужно пешком спускаться вниз по довольно крутому спуску. Решили расспросить местных садоводов о том, кто что слышал о пещере. Первый же попавшийся мужик рассказал нам о том, что пещера действительно когда-то была, но сейчас, мол, она вся обвалилась и попасть туда сложно. Мы всё же поинтересовались, как нам лучше всего к ней спуститься. Собеседник с подозрительностью нас оглядывал, в конце концов, заключил: «Ну, уж, если вы на самом деле такие любопытные, то вам нужно по крутому логу спуститься вниз и пройти вдоль озера (вверх относительно течения реки Белой) примерно полкилометра».
    Мы выбрали относительно пологий спуск и приготовились к походу. Проблема заключалась в том, что «горе-садоводы» использовали все складки  горного ландшафта для утилизации бытовых отходов или, по-просту говоря, превратили овраги в места для свалки мусора, а ещё точнее, в помойку. Ступая по банкам, бутылкам, картонкам и т. п. мы наконец вышли на чистую тропу, заваленную осенней листвой, которая уходила к берегу озера. Спуск не занял много времени.
    Достигнув озера, мы пошли вдоль него по едва заметной тропе. Было видно, что кроме редких рыбаков здесь мало, кто бывает. Расстояние от воды до скальных прижимов невелико, я всматриваюсь в каждую расщелину, чтобы не пропустить пещеру.
    Мы прошли более полукилометра, а пещеры всё нет. Попалась по пути какая-то дыра, но непонятно, ведёт ли она в пещеру. Мне помнилось или казалось, что вход в пещеру будет выглядеть внятно. Про себя решили пройти ещё какое-то расстояние, если не найдём, возвращаемся назад.
    Неожиданно мы приблизились к очень интересному природному явлению. Вода довольно мощным ручьём вытекала из озера и через пару метров уходила в понор (углубление) рядом со скалой. У меня что-то засвербило в памяти пятнадцатилетней давности: возникло чувство, что я это уже когда-то видел.
    Посмотрел на телефон — связь есть. А не позвонить ли мне товарищу в Ижевск, с которым много лет назад мы открыли для себя пещеру у озера Абызово.
    Ильдар поднял трубку и сообщил, что, дествительно, рядом с пещерой находился понор, куда стекала «лишняя» вода из озера. Ситуация приобретала интригу. Пещера где-то рядом, но где?
    Мне известно, что пещера имеет два или три выходных отверстия. Если та дыра один из входов, то где тогда остальные?
    Ильдар по телефону сообщил мне, что, вероятно, то отверстие, через которое мы впервые влезали в пещеру плохо просматривается из-за обилия листвы и малого размера. Он припомнил, что лаз был очень узким (не более 50 см по высоте) и грязным из-за глины. Ильдар посоветовал искать другое входное отверстие, где ползти не надо.
    Я вернулся к дыре, примеченной мною раньше. Наиль полез первым (у него была подходящая одежда) и уже через минуту воскликнул: «Это пещера»!
    Напарник исчез в чреве горы, мне тоже нетерпелось попасть внутрь. Я решил тоже проникнуть в полость, куртку, в крайнем случае, можно постирать. Внутри оказалось довольно любопытно - просторно, много таинственных ответвлений. Кое-где замечены летучие мыши, мирно спящие на стенах, уцепивщись цепкими коготками за скальную породу. В пещере есть так называемые «комнатки», на «полу» которых размещены брёвна. Позже я нашёл в интернете, что, мол, было время, когда-то в пещере прятались бежавшие из лагерей заключённые, достоверность информации не гарантирую.
    Я нашёл узкий ползковый лаз, который, по всей вероятности, вёл к другому выходу из пещеры. Проверять его мы не стали.
    К садам и машине мы решили вернуться иной дорогой. Рядом с пещерой и понором заметили относительно пологий лог, по склону которого какой-то трудолюбивый рыбак с помощью лопаты соорудил ступеньки из грунта. По ним мы и вышли на верх горы. Там оказалась живописная дорога, ведущая в сторону садов.
    Перекусив, мы сели в машину и продолжили путешествие. В пойме реки Белой близ озера Абызово много нефтекачалок, к ним ведёт укатанная грунтово-щебёночная дорога. Мало того, здесь постоянно курсируют большегрузные машины, которые возят песок, добытый со дна реки Белой.
    Прежде чем свернуть на эту дорогу, я попросил Наиля остановиться. Справа примечательный обрыв. 15 лет тому назад Ильдар нашёл здесь очень много остатков жизнедеятельности древних финно-угорских племён так называемой кара-абызовской культуры(проживали в первом тысячелетии до нашей эры, затем частично ассимилировались с башкирскими племенами, в большинстве же мигрировали на север).
    Покопались в глине, осыпавшейся сверху, так и есть — перед нами осколки глиняных горшков, некоторые с узором, много костей животных, по-видимому, употреблённых в пищу более двух тысяч лет тому назад. Очень интересно, если представить себе, как здесь всё могло выглядеть в столь давние времена. Культурный слой серо-чёрного цвета явно просматривается на срезе горы, примерно, в метре от поверхности.
    Далее стали искать подъезд к Абызовскому озеру снизу. К нему ведёт две дороги. Начали со второй. Скоро она стала непроезжаемой, мы оставили машину и пошли пешком. Окзалось, что идти совсем немного. Перед озером красивая сухая поляна, особенно замечателен вид на скалы, все изрезанные многочисленными карстовыми явлениями и облюбованные воронами. Очень неплохое место для пикника, к тому же может стать отправной точкой для похода к пещере.
    Исследовать возможность проехать на автобусе или на легковой машине по другой дороге отправились пешком и правильно сделали. Точнее сделали мы, наверное, неправильно, т. к. впереди нас ждали не очень приятные приключения. Хотя что правильно, что неправильно иногда человек решает сам для себя.
    Через какое-то время мы увидели легковую машину с людьми. Обрадовались, будет у кого спросить насчёт проезжаемости дороги.
    Спрашивать не пришлось - «Ваз» 13-ой модели безнадёжно сел на мост в глубокой колее разбитой грунтовой дороги. Рядом с машиной находились двое молодых парней, которые тут же обратились к нам за помощью. Они поехали на рыбалку и застряли ещё вчера, т. е. второй день они не могут вытащить машину.
    Надеясь, что втроём теперь мы сможем столкнуть машину с места, водитель радостный сел за руль, но машина продолжала буксовать на месте, а из под колёс валил дым «горевшей» резины. Благо, что рядом было много камней из осколков гипсовой породы. Мы стали собирать их и подкладывать под колёса. Дело чуть-чуть сдвинулось с мёртвой точки, но не принципиально.
    Водитель достал домкрат, поднял один бок машины и два боковых колеса. По очереди, с обеих сторон мы навалили под колёса и в колею значительное количество плоских камней. Водитель дал по газам, и машина поехала, вместе с тем нас с ног до головы окатило несметным количеством брызг. Мои светло-голубые джинсы стали похожи на «штаны из помойки», домой мне пришлось ехать в трико, у Наиля был запачкан светлый свитер и лицо.
    Видимо, парень не сильно дорожил машиной, «трясина» в которой он застрял оказалась не единственым проблемным местом. Зачем он вообще сюда сунулся? Дорога была крайне разбита, и мы думали, что не здесь, так в следующем месте он опять застрянет в колее и сядет на грунт. Однако бесшабашный товарищ, не щадя двигателя, колёс и всей ходовой части машины упорно прорывался через все препятствия, и в конце концов, выбрался на асфальтированную дорогу и «рванул» в сторону трассы. Он, видимо, был так счастлив в исходе дела, что забыл даже поблагодарить нас.
    Грязные и обескураженные мы смотрели ему в след и рассуждали, а стоит ли помогать таким людям. В конце концов, сошлись на том, что стоит. По очереди мы сразу припомнили случаи, когда кто-то помог нам в экстренной ситуации, связанной с машиной.
    На первом году моего вождения, однажды, выруливая по узкому перекрытию, под которым находился глубокий арык (канава для сточных вод), по неопытности я не расчитал траекторию и съехал правым передним колесом в пустоту — машина села на днище (защиту картера) и повисла. Я был в прострации.
    Дело было в Дёмском районе г. Уфы, на улице Таллинской, рядом со 104-ой школой. Мимо проходил парень, заметив, что у меня проблемы, он остановился и стал прикидывать, что нужно предпринять. Я слышал, как он бубнил себе под нос, видимо, уговаривая себя: «Помогать надо, помогать надо, ведь и у меня были проблемы с машиной...» Он уже готов был бежать за своей, чтобы тросом попытаться вытянуть мою бедолагу. Но тут, на наше счастье, проходили трое молодых парней. Мой случайный помощник тут же обратился к ним за помощью: «Нам четверым ничего не стоит приподнять машинку..» Я сел за руль, а ребята стали приподнимать и толкать — машина выехала! Кажется я вручил ребятам по сто рублей, а кто-то даже не взял, но это уже не важно, меня выручили, не расчитывая на вознаграждение...
    Наиль, в свою очередь, также рассказал историю, которая угрожала более тяжкими последствиями в случае не оказания срочной помощи.
    Он с женой на своей первой «супер» машине марки «Ока» каким-то образом оказался на склоне крутого кювета под критическим углом. Ещё мгновение, и машина была готова опракинуться через бок. Неожиданно останавливается проезжающая мимо машина, из неё выскакивают люди и без слов выталкивают «Оку» с пассажирами на ровную поверхность. Спасители тут же сели в машину и, не ожидая слов благодарности, продолжили свой путь. Вот такие дела...
    А мы тем временем добрались до свой машины и поехали дальше в сторону деревни Тугай. Там у нас не было никакаих дел, мы просто хотели проехать по неизвестной нам дороге и вернуться в Уфу с другой стороны.
    Препятствие. Перед нами железобетонный мост через ручей. Слева и справа плиты завалились на бок, проезд возможен по узкому участку средней части моста. Очень аккуратно, на малой скорости проезжаем мост.
    В деревне Тугай Благовещенского района нам сообщили, что далее к трассе ведёт очень разбитая дорога, лучший вариант, если не возвращаться назад, это ехать через прибрежную деревню Старую Александровку. Так мы и сделали.
    Старо-Александровка — длинная, вытянутая вдоль реки Белой, деревня. Что примечательно, к реке подходит пологий чистый песчано-галечный пляж — купайся, не хочу. Единственный минус, близость нефтеперабатывающих заводов, пояснил Наиль, если ветер дует с «нефтянки», это, наверняка, не в радость местным жителям.
    Дорога в деревне имеет следы асфальта, а в целом передаёт шуточную скороговорку «въехал я в выбоину из выбоины не выеду» (повторите по памяти быстро). Далее наверх и выезжаем на шоссе в районе выселенной из-за «жёсткой» экологии деревни Старая Александровка. От неё до стадиона «Нефтяник» в Уфе ведёт необыкновенно живописная дорога, «живопись» заключена не в окружающих заводах, а в самой дороге. Она, словно волны разбушевавшегося океана, то вздымается вверх, то резко падает вниз, совершая при этом плавные повороты. Дорога широкая и ехать по ней одно удовольствие.
    Неплохой, в итоге, получился маршрут выходного дня, на мой взгляд.

                                                                                                                       Олег Тарыгин
 

Теги:


Турфирма: Успех-тур

13 декабря 2012

 
 

 

Комментарии


 

АВТОРИЗАЦИЯ


Горящие туры

Пляжный отдых
Греция - Крит, размещение - отель Dessole Blue Star Crete 4*
из города Уфа - c 19.05.2018
58000 руб.
Пляжный отдых
Турция - Мармарис, Турция, размещение - отель Mersoy Bella Vista Suites 4*
из города Уфа - c 23.05.2018
43200 руб.
 Все горящие туры >>

Новости туризма

12.12.2019 Зимний отдых на Южном Урале: снегоходные, конно-санные, лыжные туры!
12.12.2019 Аренда купольного дома до 8 человек на Новый год с 31.12 по 02.01!
12.12.2019 Новогодние праздники в Уфе!
23.09.2016 Экскурсии по Уфе для школьников
11.03.2015 Фестиваль "Весеннее ралли - 2015" в Уфе
Все новости Новости в RSS


Партнеры

Уральские горы

Телефон: 8-917-4212912

Каталог туристических сайтов >>